Данная статуя была изготовлена по заказу Элизы Бонапарт великой герцогини Тосканской, княгини Луккской и Пьомбинской, старшей сестры Наполеона Бонапарта.
Автор копии итальянский скульптор Лоренцо Бартолини. В мастерской художника было изготовлено несколько копий, одна из которых была установлена в Законодательном собрании Гамбурга.
В 1814 г. статуя была подарена жителями Гамбурга генералу П.Х. Витгенштейну, который в 1815 г. привёз её в Петербург. С 1851 г. статую передали в Оружейную палату, ныне в коллекции нашего музея.
Наполеон представлен в классическом образе римского императора, дарующего мудрые законы. Сам Наполеон придавал особое значение своей законодательной деятельности. Наиболее известным памятником наполеоновского права стал «Гражданский кодекс» (Наполеон принял активное участие в его создании), впоследствии названный «Кодексом Наполеона». Принятый в 1804 г., он состоял из 2 281 статьи и являлся одним из самых прогрессивных сводов законов своего времени, оказал огромное влияние на законодательство многих стран Европы и Америки. Кодекс провёл унификацию французского права, утвердил многие прогрессивные начала. Сам Наполеон в ссылке на Святой Елене сказал: «Моя истинная слава не в том, что я выиграл сорок сражений. Ватерлоо изгладит память об этих победах. Но то, что не может быть забыто, то, что будет жить вечно, - это мой Гражданский кодекс». Эти слова стали пророческими. К началу 2000-х гг. более 1 100 из 2 281 изначальных статей Кодекса продолжали действовать во Франции, кодекс по-прежнему сохраняет влияние в десятках стран.
Однако во внутренней политике Наполеона причудливым образом переплелись как прогрессивные, так и реакционные и авторитарные начала.