Вернуться
Рисунок. Александр I [по литографии Л. Киля «Император Александр I молится во время Битвы народов под Лейпцигом в 1813 году»], б.д. (не ранее 1820-х гг). Courtener
Рисунок. Александр I [по литографии Л. Киля «Император Александр I молится во время Битвы народов под Лейпцигом в 1813 году»], б.д. (не ранее 1820-х гг). Courtener
Автор
Courtener
Название
Рисунок. Александр I [по литографии Л. Киля «Император Александр I молится во время Битвы народов под Лейпцигом в 1813 году»]
Датировка
б.д. (не ранее 1820-х гг)
Материал, техника
бумага с водяными знаками; акварель, тушь
Размер
Аннотация
Литография сделана с акварели художника Льва Ивановича Киля, известного, в первую очередь, работами, изображавшими униформу российской армии. Л.И. Киль (1789-1851) в 1812 году поступил волонтером в Курляндское земское войско, 16 марта 1813 года в чине корнета стал адъютантом генерала графа Л.Г. Вальмодена-Гимборна, командира Российско-немецкого легиона. 19 мая 1815 года Л.И. Киль в чине поручика был причислен к Свите Его Императорского Величества по квартирмейстерской части. Он стал свидетелем и участником подготовки и проведения грандиозного смотра 150-тысячной российской армии под г. Вертю осенью 1815 года. Этот смотр, по замыслу императора Александра I должен был увенчать окончательную победу над Наполеоном и, одновременно, продемонстрировать союзникам и всей Европе военную мощь Российской империи. Л.И. Килю, совместно с И.И. Колпаковым, Ш.В. Леваше и П. Полем, предстояло создать серию гравюр, изображающих типажи Российской армии с точной передачей всех деталей униформы. Как отмечают знатоки Эпохи 1812 года «требовалось создать альтернативу популярным у западных издателей гравюрам казаков и башкир, по которым обыватели судили о всей русской армии. Вместо «диких восточных орд» следовало наглядно показать совершенно европейскую цивилизованную вооруженную силу». Л.И. Киль присутствовал на репетиции смотра, которая состоялась в день Бородинского сражения 26 августа / 7 сентября 1815 года. Ему удалось зарисовать «спешившуюся фигуру царя, наблюдавшего в лорнет за действиями полевой артиллерии, производившей несколько минут вместе с пехотой оглушительную пальбу, которой и завершился «примерный маневр» (А.М. Валькович). На основе рисунка Л.И. Киль создал акварель, по которой С.П. Шифляром позже была исполнена литография, получившая широкое распространение. Появились и различные варианты этой литографии, с измененными деталями. Так, шведский художник Ф.И. Гаттенбергер, работавший некоторое время в России, добавил к изображению конную фигуру генерал-адъютанта.
Коллекция
Рисунок по теме Отечественной войны 1812
Номер в ГК