Серию из 20 картин «1812 год» известнейший художник-баталист Василий Васильевич Верещагин написал в 1887-1900 годах. Он говорил, что своей работой стремился «показать великий национальный дух русского народа», а также «свести образ Наполеона с того пьедестала героя, на который он внесен». Свои взгляды на историю Отечественной войны 1812 года, на роль М.И. Кутузова и М.Б. Барклая де Толли, на исход Бородинского сражения, пожар Москвы и др. художник изложил также в одноименной книге и в пояснениях к каталогу серии.
Ярко выраженный патриотизм и эмоциональность монументальных картин этой серии сделали ее очень популярной. К 100-летию и 150-летию войны 1812 года выходили многочисленные издания открыток и альбомов с изображениями картин В.В.Верещагина, их воспроизводили в эстампах, художники создавали живописные копии. Одна из них была написана специально для Музея-панорамы «Бородинская битва» Заслуженным и Народным художником РФ Михаилом Ананьевичем Ананьевым.
В комментариях к изданию Альбома с картинками В.В.Верещагина, посвященному 100-летию Отечественной войны 1812 года, картина «Не замай! Дай подойти!» описана с точки зрения науки того времени, вполне сохранившей значение и сегодня: «Момент, воспроизведенный здесь художником, относится к тому крайне важному обстоятельству, которое под именем народной войны сыграло выдающуюся роль при изгнании французов из России. Попутно надо заметить, что народную войну отнюдь не следует смешивать с партизанской. В последней принимают участие правильно организованные воинские отряды, скованные обычной военной дисциплиной, состоявшие под начальством определенных лиц и не теряющие связи с главными силами армии…» (Э.С. Нашествие Наполеона. Отечественная война 1812 г.: Альбом репродукций в красках по картинам известных художников и пояснительным текстом / Под ред. Божерянова И.Н. СПб: С.М.Прокудин-Горский и К.П.Лаурсон, 1911)