В основе – работа Ж.Делабарта Вид Красной площади и Воскресенских ворот в Москве.
Это в такой же мере архитектурный портрет обновлённой центральной площади Москвы, как и свободная зарисовка с натуры завсегдатаев Гостиного двора.
На площади кипит жизнь. Дворянские экипажи и крестьянские подводы, благочинные купеческие семейства и благородные особы в европейском платье, «люди, занятые торгом и меною на рынке» и «праздношатающиеся в безобразии» простолюдины, крестный ход с иконой Богоматери и арестованные, которых ведут в расположенную тут же, у Воскресенских ворот временную тюрьму… За этой людской круговертью встаёт образ Москвы, представляющей, по замечанию французского путешественника, «город как бы независимый от всего государства, ибо в ней живут так же свободно, как в какой-нибудь республике».
Сложившийся в 1780-е годы ансамбль, автором которого предположительно считают Джакомо Кваренги, Делабарт изобразил с юга не север. За пределами картины оставлены Лобное место и Покровский собор. Художник видит Красную площадь не как исторический памятник, но как центр обновляемой Москвы, единственный в екатерининскую пору ансамбль, завершённый по канонам классицизма.
Старые торговые ряды напротив Кремлёвской стены надстроены и получили представительный фасад в виде сплошной двухэтажной аркады с десятиколонным портиком посередине.
С противоположной стороны, у стены Кремля, возведён симметричный корпус – Новые торговые ряды, имевшие по центру проход к Кремлю, сквозь который с площади раскрывался вид на Сенат.
В глубине – старый архитектурный комплекс у Воскресенских ворот. Слева и справа от них – небольшие корпуса с двухэтажными аркадами.
Красная площадь ещё не замощена, но её уже освещают поставленные в ряд масляные фонари на чугунных столбах.
Обрамлённый аркадой плац-парад в классическом стиле, включающий "готические красоты" Воскресенских ворот, просуществовал не долго. После пожара 1812 года вдоль Кремлёвской стены вместо Новых рядов устроили бульвар, а Старые ряды по проекту О.И.Бове полностью реконструировали в духе ампира. И это совершенно изменило ансамбль площади.
Читать далее