Пилот Гражданской авиации СССР имел один из четырёх классов квалификации. Первоначальный, четвёртый класс присваивался по окончании обучения в лётном училище. Для повышения в классе необходимо было иметь соответствующую теоретическую подготовку, стаж работы, обладать практическими навыками: техникой пилотирования, правилами ведения радиосвязи и так далее. Третий и второй класс присваивали местные квалификационные комиссии территориальных управлений Гражданской авиации. Высший, первый класс присваивала только Высшая квалификационная комиссия Министерства гражданской авиации. Воздушные суда (самолёты и вертолёты) также различались по классам, главным образом, исходя из их полётного веса. Класс квалификации членов экипажа, в первую очередь командира, должен был соответствовать классу воздушного судна. Знак квалификации пилота первого класса принадлежал Герою Советского Союза Б.В. Лялину.