Вернуться
Книжная гравюра. Fête À L' Étre Suprême, le 8 Juin 1794, ou 20 Prairial. An 2-eme de la République. «Collection complète des tableaux historiques de la Révolution française» [Праздник Верховного существа, 8 июня 1794, или 20 прериаля, 2 год республики. Лист 100 из издания «Полное собрание исторических картин французской революции»] [1798-1817]. Дюплесси-Берто Ж., Берто П., Франсуа Ксавье Паже де Виксуз
Книжная гравюра. Fête À L' Étre Suprême, le 8 Juin 1794, ou 20 Prairial. An 2-eme de la République. «Collection complète des tableaux historiques de la Révolution française» [Праздник Верховного существа, 8 июня 1794, или 20 прериаля, 2 год республики. Лист 100 из издания «Полное собрание исторических картин французской революции»] [1798-1817]. Дюплесси-Берто Ж., Берто П., Франсуа Ксавье Паже де Виксуз
Автор
Дюплесси-Берто Жан (1747 / 1750 (?) -1819)
Берто Пьер Габриэль (1737 - 1831)
Франсуа Ксавье Паже де Виксуз (1745-1802)
Название
Книжная гравюра. Fête À L' Étre Suprême, le 8 Juin 1794, ou 20 Prairial. An 2-eme de la République. «Collection complète des tableaux historiques de la Révolution française» [Праздник Верховного существа, 8 июня 1794, или 20 прериаля, 2 год республики. Лист 100 из издания «Полное собрание исторических картин французской революции»]
Датировка
Материал, техника
бумага; офорт, резец
Размер
28,1 х 44,2 23,8 х 28,6 19,5 х 25,3 см
Аннотация
Личность Максимилиана Робеспьера, несомненно, наложила особенный отпечаток на события 1794 г. Он не был поэтом террора, не обожествлял гильотину как многие революционеры. У Робеспьера была своя система взглядов, которую можно назвать своеобразной политической утопией, в рамках которой террор был неразрывно связан с его пониманием «добродетели». «Добродетельный гражданин», «патриот» по мнению Робеспьера, есть, одновременно, создание и основная опора революции. Ему должны быть присущи такие качества как высокая нравственность, аскетизм, самопожертвование. Люди, лишенные этих качеств, для Робеспьера уже были явными или потенциальными контрреволюционерами. Этот морально-этический идеал, который желал реализовать «Неподкупный» (прозвище М. Робеспьера), входил, по его мнению, в противоречие с политикой «дехристианизации», «культа разума» и атеизмом, который пропагандировали многие представители крайних течений (эбертисты и «бешеные»). Робеспьер считал, что «добродетельный гражданин» должен быть верующим: «Человек, воодушевленный только идеей атеизма, кто поручил тебе проповедовать народу, что божества не существует? Разве мысль о небытии вызовет в нем более чистые и возвышенные побуждения, чем идея бессмертия?» Робеспьер задумал не много, ни мало, как основание новой религии. Традиционные конфессии, его как революционера, естественно, не устраивали. Он сформулировал культ Верховного Существа (этот символ встречался у философов-просветителей, масонов и упоминался даже в Декларации прав человека и гражданина), идея которого «является постоянным напоминанием о справедливости: следовательно, эта идея носит республиканский и общенародный характер!» Утверждение подобного культа, по замыслу Робеспьера дало бы террору своего рода высшую духовную санкцию. 8 июня 1794 г. на Марсовом поле в Париже состоялся праздник Верховного Существа. Робеспьер был его центральной фигурой, своего рода жрецом нового культа. Кульминацией праздника стало сожжение чучел, символизировавших такие пороки как атеизм, честолюбие, эгоизм, гордыня. После падения Робеспьера о Верховном Существе, естественно, сразу же забыли.
Коллекция
Номер в ГК