Вернуться
1 из 51
Просмотрено 1 из 51
«Война и мир» Сергея Бондарчука (100-летию режиссёра посвящается)
«Война и мир» Сергея Бондарчука (100-летию режиссёра посвящается)
Аннотация
Что-то задел в нас Бондарчук, что-то главное задел. (Л.Аннинский) При создании киноэпопеи «Война и мир» Сергей Фёдорович Бондарчук откровенно визуализировал описания Л.Н.Толстого, создавал изобразительные цитаты к роману – это была его цель, его метод показа. Единственно возможный в тех условиях, когда, буквально, каждый советский гражданин знал этот роман, благодаря посвящённым ему многим часам в школьной программе по литературе. И книги, которые читали школьники и перечитывали люди старшего возраста, были иллюстрированы лучшими художниками, специально изучавшими материал. Так в воображении миллионов людей создавался вполне определённый, цельный и очень сильный, живущий до сих пор, образ эпохи 1812 года. Поэтому ожидания огромного количества будущих зрителей картины (включая и руководство Мосфильма, и более высоких руководителей страны, от которых зависела судьба фильма – его съёмок, а затем и проката) – были вполне определёнными и обмануть их было нельзя ни в коем случае. Нужно было эти ожидания правильно учесть, и ещё – постараться как можно меньше искажать «историческую правду», какой она виделась официальной исторической науке. Зрительский успех и отзывы критиков показали, что Сергею Фёдоровичу Бондарчуку удалось выполнить свои задачи – в полной мере. Лев Аннинский писал, что режиссёр реставрировал «музейную, потемневшую натуру», «в мелочах быта, в точности старинной сервировки стола, он восстанавливает эти погасшие интерьеры, эти усаженные липами аллеи, эти споры о смысле жизни, и торжественность старых храмов, и колдовской перезвон колоколов, и красоту стаи гончих, летящих за волком по замерзшей утренней траве, и трагическую красоту атаки русских полков под Шенграбеном, и красоту русской мелодии, что выводит на балалайке какой-нибудь Митька-кучер, и красоту неба, и земли, и всей жизни, возникающей, как непобедимое целое». Свою рецензию Лев Аннинский заканчивает словами: «Наш век — это мы с вами. От нас зависит доказать самим себе, что связь времён не прерывается. Вот и будем доказывать». С этой целью создаётся выставка, посвящённая 100-летию советского режиссёра Сергея Фёдоровича Бондарчука: показать непрерывность традиций отношения к авторским интерпретациям эпохи 1812 года – уважительного к мелочам и ответственного к общему содержанию. В собрании Музея-панорамы сохранились несколько предметов, использованных при создании фильма «Война и мир». Это - статуя «Наполеон-законодатель», переданная нам из Музеев Московского Кремля, портрет Александра Первого (по нему создавался мундир императора для фильма) и, наконец, сама панорама «Бородино». Она была открыта в 1962 году и успела «сняться» в последней серии киноэпопеи Сергея Фёдоровича Бондарчука. В самом начале фильма «Пьёр Безухов» титры к нему идут на фоне только что отреставрированного шедевра художника-баталиста Франца Алексеевича Рубо. Кроме того, в нашем собрании хранятся эскизы военной формы солдат и офицеров Российскойй императорской и Великой армий и несколько мундиров, в которых актёры снимались в фильме «Война и мир». В научном архиве Музея-панорамы сохранились десятки фотографий со съёмок фильма, сувениры, открытки, этикетки к спичечным коробкам - с изображением фрагментов фильма и портретами его главных героев. К карточкам предметов, помещённых на этой выставке, мы прикрепили фрагменты из кинокартины «Война и мир» и двух документальных фильмов, рассказывающих об истории её создания. Авторы выставки: главный хранитель, к.и.н. Лада Вадимовна Митрошенкова, зав. научно-информационным отделом Сергей Владимирович Львов. При неоценимом участии специалиста по учёту музейных предметов I категории Юлии Сергеевны Бокий.
"Любви завет" (Дню города Москвы посвящается)