Вернуться
1 из 53
Просмотрено 1 из 53
«Даже кляча на скаку...» (160-летию художника Н.С.Самокиша посвящается)
«Даже кляча на скаку...» (160-летию художника Н.С.Самокиша посвящается)
Аннотация
"Я выбрал своей специальностью батальную живопись потому, что считал войну величайшей трагедией человечества. Передать и изобразить её в живописных образах, по мере своих сил и способностей, я считал своей святой обязанностью…" (Н.С.Самокиш) Николай Семёнович Самокиш – яркий, самобытный художник-баталист, один из самых известных авторов картин и рисунков, в том числе, на темы Отечественной войне 1812 года, современник и сотрудник по ряду проектов автора панорамы "Бородино" Франца Алексеевича Рубо. Николай Семёнович родился в 1860 году, и уже в 29 лет получил звание академика Российской академии художеств. За время учёбы и сразу после неё художник стал известен как автор нескольких живописных батальных картин, в том числе, по войне 1812 года и Русско-Кавказской войне. В 1900-е годы журналист "Нового времени" отмечал: "В ряду современной русской живописи и в её баталистическом отделе одно из наиболее популярных и громких имён – имя Н.С.Самокиша". Признанием высокого мастерства художника-баталиста Н.С.Самокиша служит также и тот факт, что он был приглашён возглавить (в должности профессора) батальную мастерскую Российской академии художеств, когда это место освободил Ф.А.Рубо. С юности и до последних лет своей жизни художник любил и много писал животных, особенно лошадей. Своему будущему ученику, красноармейцу, ветерану Отдельной Кавалерийской Дивизии Марку Домащенко он писал в 1929 году: «Ваша любовь к лошади и кавалерийскому делу находит живой отклик в моей душе, так как я люблю это и как художник и как бывший кавалерист (в Японскую войну). В этом направлении я и работаю до сего дня, лошадь считаю благородным и красивым созданием и стараюсь изображать ея не только с наружной стороны, но и передать ея психику, ея порыв, что самое красивое у лошади, даже кляча на скаку красива и живописна". В конце XIX – начале XX века, включая всё советское время, Н.С.Самокиш много занимался рисунком и книжной графикой. О его работах карандашом, акварелью и особенно пером говорят, что они "лаконичны, строги, верны и просты одновременно" и демонстрируют "исключительную культуру" . Написанное художником в 1920-е годы методическое пособие "Рисунок пером" в советское время выдержало несколько переизданий. Насколько любил и высоко ценил эту технику, Н.С.Самокиш писал сам: "Перо как орудие рисования по своей гибкости, силе и тонкости с давних времён приковывало к себе внимание художников. Трудно установить хоть приблизительно время, когда впервые появились работы пером. Вероятно, прежде всего, они появились в рукописных книгах, в которых заглавные буквы, а иногда и целые страницы покрывались затейливыми завитками, где фантазия художника самым причудливым образом соединяла орнаменты, цветы, фигуры людей и животных в одной декоративной композиции". Искусство создавать декоративные композиции, соединяя орнаменты, цветы и фигуры, Н.С.Самокиш осваивал и развивал в книжной иллюстрации. Одна из самых больших и знаменитых его работ в этом направлении – оформление, совместно с целым рядом других художников (в том числе и Ф.А.Рубо), знаменитого издания Н.И.Кутепова "Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси" (1892–1911). Параллельно и после этого были: восьмитомник "Истории военного министерства", десятки историй полков Российской императорской армии, многочисленные исторические сочинения на военные темы, литературные произведения самых знаменитых писателей Пушкина, Гоголя, Толстого), отдельные заказы (вроде путеводителя по Нижегородской ярмарке 1896 года), работа в журналах (в том числе, в "Ниве") и многое-многое другое. Занимаясь оформлением книг, художник не ограничивался ролью иллюстратора, часто использовал виньетки, заставки, концовки, рисунки на полях. Во многом именно благодаря творчеству Н.С.Самокиша искусство оформления книги в начале XX века в России заслуживает отдельного внимания как яркое и целостное явление культуры. Собрание Музея-панорамы позволяет показать творчество художника в его многообразии: здесь хранятся жанровые рисунки Н.С.Самокиша, выполненные в разной технике; рисунки пером, созданные для журнала "Нива" на сюжеты Отечественной войны 1812 года; хромолитографии, заказанные и изданные П.Плаховым в Киеве к 100-летию войны 1812 года; живописные работы и книжные иллюстрации. Авторы выставки: к.и.н. Лада Вадимовна Митрошенкова, заведующий научно-информационным отделом Сергей Владимирович Львов
«Даже кляча на скаку...» (160-летию художника Н.С.Самокиша посвящается)