Вернуться
2 из 54
Просмотрено 2 из 54
1812 год - на кончиках кистей (70-летию художника А.Ю.Аверьянова посвящается)
1812 год - на кончиках кистей (70-летию художника А.Ю.Аверьянова посвящается)
Аннотация
Батальный жанр занимает особое место в изобразительном искусстве. Этот вид живописи является одним из самых сложных для художника. Приступая к работе, мастер должен решить не только творческие, но и масштабные исторические задачи. И здесь художник не имеет права на ошибку. От того, как они изобразит сражение, парад или военный лагерь прошлых веков будет зависеть их дальнейшее восприятие на многие годы вперёд. Поверхностная или недобросовестная работа художника в батальном жанре таит большие опасности для отечественной культуры. Известны случаи, когда по вине картин события истории обрастали неверными стереотипами, прочно оседавшими в массовом сознании. Учитывая столь важный общественный резонанс, на плечи художника-баталиста ложится серьёзная ответственность, предъявляющая повышенные требования к его профессионализму и мастерству. Обращенный к событиям далекой истории, батальный жанр неразрывно связан с долгой и кропотливой работой. Не каждый художник способен понять и овладеть его спецификой. Создавая картину, художник-баталист одновременно выступает и пейзажистом, и портретистом, и анималистом. Для достоверности полотна, ему требуются исторические знания, которыми, подчас, не всегда обладают и профессиональные историки. В сценах битв и парадов художнику необходимо изобразить обмундирование, знамёна, боевые порядки, оружие, награды, виды городов и деревень многовековой давности. Обилие деталей и непререкаемость исторической правды требуют большого умения в выборе сюжета и композиции. В России к батальному жанру всегда относились с особым вниманием. При Императорской Академии Художеств действовал специальный класс, готовивший профессональных баталистов. Гордостью отечественного искусства стали произведения А.О. Орловского, А.И. Зауервейда, Б.П. Виллевальде, А.Е. Коцебу, Г.Г.Гагарина, В.В. Верещагина, Ф.А. Рубо и др. В советское время их лучшие традиции продолжили М.Б. Греков и мастера созданной в 1935 году Студии военных художников, получившей его имя. Великая Отечественная война дала новый импульс развитию батального жанра, на долгие годы определив его главную тему. Однако, в послевоенное время, при повышенном интересе к событиям Великой Отечественной войны, исторический батальный жанр оказался без должного внимания. В 1990-х годах начался процесс возрождения утраченных традиций. И сейчас среди художников России, активно развивающих исторический жанр, особо выделяется имя Александра Аверьянова. Его картины, украшающие сегодня музеи и частные коллекции, с одинаковой силой привлекают внимание и неопытного зрителя, и военного историка, и профессионального ценителя искусства. В каждой из них видна серьёзная работа настоящего мастера. Поражает все: виртуозное владение большими композициями; обилие деталей, не нарушающих при этом единства живописного полотна; замечательные краски, передающие и свежесть зимнего утра, и полуденный летний зной. Из многих, порою неуловимых компонентов складывается впечатление, не позволяющее спутать картины Аверьянова с произведениями других художников и заставляющее снова и снова возвращаться к ним. Каждый, кто наблюдал за творчеством Александра Аверьянова, подтвердит, с какой тщательностью он работает над своими картинами. Приступая к замыслу, художник внимательно и скрупулёзно изучает тему. Через его руки проходит огромное количество литературы: сборники документов, мемуары, научные исследования. Собираются необходимые гравюры и портреты. Поездки на место сражения, изучение ландшафта, долгий поиск шаг за шагом, позволяют, наконец, выбрать смотровую точку. Делаются первые наброски и эскизы. В такие дни частыми гостями мастерской Аверьянова становятся историки, архивисты, краеведы. Очень скромный и деликатный, художник внимательно выслушивает все советы и рекомендации, исправляет допущенные неточности. Теперь начинается работа над самой картиной. За каждым персонажем, за каждым жестом скрывается своя биография. Каждый солдат и офицер знакомы автору. Он хорошо представляет, как жил его герой, где служил, что привело его на поле битвы. Центральное место в творчестве художника Аверьянова занимает Эпоха 1812 года. Именно в посвящённых ей работах его мастерство раскрывается наиболее ярко и полно. Авторы выставки: к.и.н. Лада Вадимовна Митрошенкова, зав. научно-информационным отделом Сергей Владимирович Львов
«Крылья над морем» (к 25-й годовщине похода в Средиземное море тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»)
«Даже кляча на скаку...» (160-летию художника Н.С.Самокиша посвящается)