Выставки
Последняя битва императора
Последняя битва императора
Аннотация
«Нужно, необходимо нужно, чтобы и в здешней жизни были примеры, как великие виновники, оскорбляющие человечество и человечность, честолюбцы, жертвующие всем своему эгоизму, падали иногда с высоты величия в бездну несчастья. Жалеть такого человека значит поддаваться чувству ложного великодушия, оскорблять небесное правосудие и ободрять всех тех, кто мечтал бы о подражании». (Ж.Ф.Шаррас) Битва при Ватерлоо – одно из тех сражений, о котором хотя бы какое-то представление имеют большинство современных людей, во всяком случае, воспитанных в европейской культуре. Катастрофа, последовавшая за стремительным «полётом орла» Наполеона с острова Эльба до Парижа – один из самых ярких и поучительных уроков общеевропейской истории, хотя в толковании его мнения разнятся до прямо противоположных. Предлагаемая выставка, посвящённая 205-й годовщине сражения при Ватерлоо, основана на фундаментальном исследовании этой битвы французского военного историка Ж.Ф.Шарраса и работах современного российского исследователя В.М.Безотосного. О главном результате последнего сражения Наполеона, «человека великих катастроф», В.М.Безотосный пишет: «Основой его правления всегда являлась армия и военные успехи. Но его армия потерпела сокрушительное поражение. А как прагматик, он реально понимал, что продолжить борьбу можно только при поддержке нотаблей, то есть буржуазии, а она-то как раз выразила ему полное недоверие. Именно поэтому Наполеон-император, хорошо просчитав варианты, сошел с дистанции, даже не от усталости, а поняв, что окончательно проиграл, что шансов удержаться во власти уже не осталось» . Ж.Ф.Шаррас, убеждённый в том же, на нескольких страницах описывает ещё и слабость, и бесконечные колебания от надежды к отчаянию, которые занимали Наполеона после «ватерлоосской катастрофы» до отречения. Трое суток – с 19 по 22 июня. Французский военный историк подводит итог правлению Наполеона с безжалостной горечью: «генерал Бонапарте», став императором, «задушил республику, отодвинул революционный прогресс за 1789 год, опустошил войной весь континент, пролил кровь одного из бурбонских принцев во рву Винсенского замка и заключил первую империю тремя последовательными годами необъятных поражений и вынужденным отречением. Вторая империя, захваченная как скаковой приз, восстановленная во имя демократии, свободы и мира, принесла уже за собой сохранение дворянства, наследственное пэрство, … ополчение на нас целой Европы и ужасное поражение» . «Наполеоновская легенда» жива, историки и не историки продолжают восхищаться гением «великого императора» и сожалеть о постигшей его судьбе, оправдывая поражение ошибками и предательством других людей. Шаррас в первой половине XIX столетия писал о том, что продолжается и сегодня: «История, поэзия, театр, памфлет, литература находили в ней [судьбе Наполеона – сост.] неистощимую тему для вдохновения. Но забывалось одно – этот человек шёл к одной цели – собственному величию, а царствование его два раза ставило Францию на край гибели. Люди забывали ошибки, заблуждения, преступления, они вместо истины воспроизвели басню, видят мученика, где есть только искупление, и благодаря этим фантазиям человек, опустошивший Европу, поработивший народы, истощивший силы Франции, возбудивший непримиримые антипатии, погасивший светоч революции, вернувший Францию к злоупотреблениям прежнего времени, стал в предании ангелом-избавителем народностей, мессией прогресса и цивилизации». Даже не соглашаясь с высказанными взглядами, любители «эпохи наполеоновских войн» или, в нашем варианте, «эпохи 1812 года» не заскучают, ещё раз обратившись к столь же героической, сколь и трагичной истории последней битвы императора Наполеона при Ватерлоо. Авторы выставки: главный хранитель к.и.н. Лада Вадимовна Митрошенкова, зав. научно-информационным отделом Сергей Владимирович Львов