Вернуться
38 из 53
Просмотрено 38 из 53
Какой необычный город!
Какой необычный город!
Аннотация
В конце XVIII – начале XIX века современники называли Москву "отставной столицей": здесь, вдали от царского Двора в богатстве и спокойствии доживали свой великолепный век Екатерининские вельможи, а затем – сановники, отставленные её сыном и внуком. В это время город переживал решительную смену архитектурных стилей, которая, однако, не влекла сноса "старины", но создавала рядом с памятниками древности здания и целые архитектурные ансамбли в классическом стиле. Смены мод, бурное развитие просвещения, прежде всего – в Московском Университете, небывалый взлёт литературного творчества и типографского дела – всё это черты московской жизни в конце царствования Екатерины II, при Павле I и в начале правления Александра I. Москве повезло: виды этого необыкновенного города в то необыкновенное время запечатлел в своих работах чудесный французский живописец, акварелист, видописец Жерар Делабарт. Сейчас серия его живописных видов Москвы (всего 15 картин) хранится в Русском музее. Гравированные монохромные и раскрашенные виды Москвы с оригиналов Делабарта неоднократно переиздавали и "пересочиняли", меняя стаффаж, иногда редактируя архитектурные детали, расцвечивая, наполняя фантазийными и даже фантастическими сюжетами на протяжении первой четверти XIX века. Жерар Делабарт, как и многие иностранцы, впервые посетившие Москву, вероятно, был так же поражён её размахом и "смешением великолепия с деревенскою простотою". По собственному выбору он писал не отдельные улицы или местности, но стремился запечатлеть "портрет городского пространства". Небо Москвы высоко, воздух чист, река полноводна, окрестности привольны. Люди в работах Делабарта – не просто стаффаж, оттеняющий архитектуру и природу. Он – "живописец ландшафтов" и, одновременно, "сцен благородных и простонародных увеселений" с участием "разного звания людей". Гравюры с картин Ж.Делабарта не сохранили, к сожалению, всех деталей его живописных и акварельных работ. Персонажи, изображённые художником, не со всей точностью и даже не все присутствуют на графических листах. Тем не менее, наиболее близкие по времени к оригиналам эстампы 1799 и 1800 годов передают множество характерных деталей московского быта, облика горожан разных званий, их обычаев. Автор выставки - главный хранитель Музея-панорамы Лада Вадимовна Митрошенкова
Портрет героя
Такими они были? (портреты Эпохи 1812 года из собрания Музея-панорамы "Бородинская битва")
Экспонаты выставки Отобрано: 20
Eichler M. G. (1748 - после 1818), Делабарт Ж. (1730-1810). Вид Кремлевского строения в Москве с Каменного моста Из сюиты «Виды Москвы, рисованные Жераром Делабартом и гравированные разными граверами в 1799 году». 1799
Laminit P.J. (1773-1831), Делабарт Ж. (1730-1810). Вид Спасских ворот и окружностей их в Москве Из сюиты «Виды Москвы, рисованные Жераром Делабартом и гравированные разными граверами в 1799 году». 1799
Аккерман R. (1764-1834). View of Moscow, taken from the Imperial Palace Из альбома «Historical sketch of Moscow : illustrated by twelve views of different parts of that Imperial city, the Kremlin, &c.». 1813
Аккерман R. (1764-1834). View of Moscow, taken from the Balcony Imperial Palace. Из альбома «Historical sketch of Moscow : illustrated by twelve views of different parts of that Imperial city, the Kremlin, &c.». 1813
Лорье, Ф.-Б. (работал во второй половине XIX), Делабарт Ж. (1730-1810). Вид Кремлевского строения и его окружностей в Москве Из сюиты «Виды Москвы, рисованные Жераром Делабартом и гравированные разными граверами в 1799 году». 1799
Лорье, Ф.-Б. (работал во второй половине XIX), Делабарт Ж. (1730-1810). Вид Яузского моста и дома Шапкина в Москве Из сюиты «Виды Москвы, рисованные Жераром Делабартом и гравированные разными граверами в 1799 году». 1799