В конце XVIII – начале XIX века современники называли Москву "отставной столицей": здесь, вдали от царского Двора в богатстве и спокойствии доживали свой великолепный век Екатерининские вельможи, а затем – сановники, отставленные её сыном и внуком.
В это время город переживал решительную смену архитектурных стилей, которая, однако, не влекла сноса "старины", но создавала рядом с памятниками древности здания и целые архитектурные ансамбли в классическом стиле.
Смены мод, бурное развитие просвещения, прежде всего – в Московском Университете, небывалый взлёт литературного творчества и типографского дела – всё это черты московской жизни в конце царствования Екатерины II, при Павле I и в начале правления Александра I.
Москве повезло: виды этого необыкновенного города в то необыкновенное время запечатлел в своих работах чудесный французский живописец, акварелист, видописец Жерар Делабарт. Сейчас серия его живописных видов Москвы (всего 15 картин) хранится в Русском музее. Гравированные монохромные и раскрашенные виды Москвы с оригиналов Делабарта неоднократно переиздавали и "пересочиняли", меняя стаффаж, иногда редактируя архитектурные детали, расцвечивая, наполняя фантазийными и даже фантастическими сюжетами на протяжении первой четверти XIX века.
Жерар Делабарт, как и многие иностранцы, впервые посетившие Москву, вероятно, был так же поражён её размахом и "смешением великолепия с деревенскою простотою". По собственному выбору он писал не отдельные улицы или местности, но стремился запечатлеть "портрет городского пространства". Небо Москвы высоко, воздух чист, река полноводна, окрестности привольны. Люди в работах Делабарта – не просто стаффаж, оттеняющий архитектуру и природу. Он – "живописец ландшафтов" и, одновременно, "сцен благородных и простонародных увеселений" с участием "разного звания людей".
Гравюры с картин Ж.Делабарта не сохранили, к сожалению, всех деталей его живописных и акварельных работ. Персонажи, изображённые художником, не со всей точностью и даже не все присутствуют на графических листах. Тем не менее, наиболее близкие по времени к оригиналам эстампы 1799 и 1800 годов передают множество характерных деталей московского быта, облика горожан разных званий, их обычаев.
Автор выставки - главный хранитель Музея-панорамы Лада Вадимовна Митрошенкова
Читать далее