Медицина в России в конце XVIII – начале XIX века развивалась, ориентируясь на лучшие образцы Европы. Будущие медики получали образование в госпитальных школах, а позднее – в медико-хирургических училищах и академиях, основанных при госпиталях. Эти учебные заведения заимствовали в Лейденском университете передовой и ещё не общепризнанный по тому времени метод обучения студентов у постели больного.
Программы преподавания включали все теоретические и практические медицинские дисциплины – в большем объеме, чем на медицинских факультетах иностранных университетов: анатомия и физиология с элементами гистологии и судебной медицины; «материя медика», включающая фармакогнозию, минералогию, ботанику, фармацию и фармакологию; химия, математика, физика. Клинические дисциплины (хирургия, внутренние болезни, акушерство) преподавались в госпитальных отделениях, где учащиеся ухаживали за больными, помогали при перевязках, работали в аптеке, в аптекарском огороде по выращиванию лекарственных растений, присутствовали на операциях, судебномедицинских и патологоанатомических вскрытиях. Кроме того, учащиеся проходили курсы латинского языка, философии, классической (греческой и римской) литературы.
С 1758 года врачей готовили также на медицинском факультете Московского университета. Не имея собственных клиник, медицинский факультет Московского университета в первые десятилетия своего существования ограничивался теоретическим обучением будущих врачей.
Высокий уровень медицинского образования и уважения к профессии медика в России сказалось в том, что во второй половине XVIII и в начале XIX века врачи и общественность в России, в отличие от многих стран Западной Европы, проявили широкое понимание значения прививок.
Для медицинской литературы России того времени характерно большое количество переводных сочинений. Для переводов русские врачи выбирали широко распространённые, лучшие по тому времени учебники и справочники. Но относились к текстам оригиналов критически, опускали то, что не соответствовало их воззрениям, вносили свои поправки, уточнения и замечания, нередко дополняли текст данными собственных наблюдений, материалами других работ.
Памяти людей, спасавших жизни и облегчавших страдания больных и раненых Эпохи 1812 года – посвящается этот альбом.
Читать далее