Вернуться
20 из 25
Просмотрено 20 из 25
Кто и как лечил в эпоху 1812 года
Кто и как лечил в эпоху 1812 года
Аннотация
Медицина в России в конце XVIII – начале XIX века развивалась, ориентируясь на лучшие образцы Европы. Будущие медики получали образование в госпитальных школах, а позднее – в медико-хирургических училищах и академиях, основанных при госпиталях. Эти учебные заведения заимствовали в Лейденском университете передовой и ещё не общепризнанный по тому времени метод обучения студентов у постели больного. Программы преподавания включали все теоретические и практические медицинские дисциплины – в большем объеме, чем на медицинских факультетах иностранных университетов: анатомия и физиология с элементами гистологии и судебной медицины; «материя медика», включающая фармакогнозию, минералогию, ботанику, фармацию и фармакологию; химия, математика, физика. Клинические дисциплины (хирургия, внутренние болезни, акушерство) преподавались в госпитальных отделениях, где учащиеся ухаживали за больными, помогали при перевязках, работали в аптеке, в аптекарском огороде по выращиванию лекарственных растений, присутствовали на операциях, судебномедицинских и патологоанатомических вскрытиях. Кроме того, учащиеся проходили курсы латинского языка, философии, классической (греческой и римской) литературы. С 1758 года врачей готовили также на медицинском факультете Московского университета. Не имея собственных клиник, медицинский факультет Московского университета в первые десятилетия своего существования ограничивался теоретическим обучением будущих врачей. Высокий уровень медицинского образования и уважения к профессии медика в России сказалось в том, что во второй половине XVIII и в начале XIX века врачи и общественность в России, в отличие от многих стран Западной Европы, проявили широкое понимание значения прививок. Для медицинской литературы России того времени характерно большое количество переводных сочинений. Для переводов русские врачи выбирали широко распространённые, лучшие по тому времени учебники и справочники. Но относились к текстам оригиналов критически, опускали то, что не соответствовало их воззрениям, вносили свои поправки, уточнения и замечания, нередко дополняли текст данными собственных наблюдений, материалами других работ. Памяти людей, спасавших жизни и облегчавших страдания больных и раненых Эпохи 1812 года – посвящается этот альбом.
Авторы
Главный хранитель Музея-панорамы, кандидат исторических наук Лада Вадимовна Митрошенкова
Дата публикации
Сражение у Прейсиш-Эйлау
Как русские крестьяне французов встречали-привечали
Экспонаты альбома Отобрано: 61
Мюллер И.Г., Тишбейн Ф. Портрет Христиана Ивановича Лодера. 1801
Речь, произнесенная 21 декабря 1836 года, в день открытия бюста покойного лейб-медика Хр. Ив. Лодера, М. Маркусом, президентом физико-медицинского общества / Ценз.: М. Каченовский, 25 янв. 1837 г. 1837
Хейгель И. (1780-1837). Портрет лейб-медика Осипа Осиповича Ремана. 1818
Медаль в память 50-летия службы тайного советника, лейб-медика и главного медицинского инспектора армии баронета Я.В.Виллие (1768-1854 гг.). 1840 год. Лялин А.П.
Столетие Военного министерства. 1802-1902 / Главный редактор генерал от кавалерии Д.А.Скалон. Т. 9. Ч. 1. Императорская Военно-медицинская (медико-хирургическая) академия. До царствования императора Александра II: Исторический очерк / Составил профессор Г.Г.Скориченко. 1902
Начальныя основания рукодеятельныя врачебныя науки, Сочиненныя Августом Готлибом Рихтером, королевским великобританским надворным советником и лейб-медиком, врачебныя науки доктором и профессором в Геттингенском университете и разных академий членом. Переведенныя Матвеем Пекеном, надворным советником и профессором. Часть 2. Издание второе. 1801